Поначалу туристов пугает этот шумный и немного хаотичный город: они стремятся поймать первое попавшееся такси и переложить вопрос прокладывания маршрута на плечи шофера. Впрочем, постепенно гости привыкают и к концу поездки начинают ориентироваться в транспортном море Стамбула. Чтобы это произошло быстрее, прежде чем отправиться на берега Босфора, прочитайте нашу инструкцию.
Разобраться в городском транспорте Стамбула непросто. Метрополитен здесь очень странный. Его ветки совершенно разные и непересекающиеся. Собственно, метро, в привычном понимании, - это лишь самая современная линия, берущая начало на площади Таксим и тянущаяся на север. Еще есть легкое метро, поезда которого ходят от площади Аксарай на запад, до аэропорта Ататюрк. Третья линия - Тюнель, самая древняя, была создана еще в позапрошлом веке. Это, фактически, подземный фуникулер, соединяющий район Каракеу и конец улицы Истиклаль.
Туристам следует знать о скоростном трамвае: он курсирует по Старому городу и довозит желающих до причалов на площади Эминеню. А по улице Истиклаль ходят особые исторические вагоны.
Автобусы в Стамбуле почему-то всегда переполнены. Впрочем, нам, привыкшим к часам пик в мегаполисе, это не покажется чем-то необычным. Но если хотите ехать с большим комфортом и сидя, выбирайте маршрутку. Маршрутные такси - долгуш здесь абсолютно аналогичны московским: ездят лихо, останавливаются в любом месте по требованию, нужно лишь произнести «инеджек вар!» («хотят выйти»). Но наши не владеющие турецким туристы чаще просто громко кричат водителю «дурак!» Он не обижается и понимает, что иноземцы просят его остановиться, ведь на местном наречии это слово значит всего лишь «остановка». Именно поэтому места, где останавливаются автобусы или трамваи, обозначены буквой D. Приятнее всего путешествовать из азиатской части в европейскую по воде - на пароме. Теплоходики отчаливают каждые 15-20 минут. Стоимость такого вояжа не дороже, чем поездка на трамвае, ведь это обычный городской транспорт, а удовольствия во много раз больше. В «обязательную программу» входит кормление преследующих паром чаек купленными неподалеку от причала бубликами и чашка сладкого чая в баре на борту. Поэтому даже если вы не стремитесь попасть на другой континент, просто прокатитесь туда-обратно.
Чтобы не запутаться в многочисленных маршрутах транспорта, воспользуйтесь планировщиком.
Автобусы, трамваи, метро и паромы
Разобраться в городском транспорте Стамбула непросто. Метрополитен здесь очень странный. Его ветки совершенно разные и непересекающиеся. Собственно, метро, в привычном понимании, - это лишь самая современная линия, берущая начало на площади Таксим и тянущаяся на север. Еще есть легкое метро, поезда которого ходят от площади Аксарай на запад, до аэропорта Ататюрк. Третья линия - Тюнель, самая древняя, была создана еще в позапрошлом веке. Это, фактически, подземный фуникулер, соединяющий район Каракеу и конец улицы Истиклаль.
Туристам следует знать о скоростном трамвае: он курсирует по Старому городу и довозит желающих до причалов на площади Эминеню. А по улице Истиклаль ходят особые исторические вагоны.
Автобусы в Стамбуле почему-то всегда переполнены. Впрочем, нам, привыкшим к часам пик в мегаполисе, это не покажется чем-то необычным. Но если хотите ехать с большим комфортом и сидя, выбирайте маршрутку. Маршрутные такси - долгуш здесь абсолютно аналогичны московским: ездят лихо, останавливаются в любом месте по требованию, нужно лишь произнести «инеджек вар!» («хотят выйти»). Но наши не владеющие турецким туристы чаще просто громко кричат водителю «дурак!» Он не обижается и понимает, что иноземцы просят его остановиться, ведь на местном наречии это слово значит всего лишь «остановка». Именно поэтому места, где останавливаются автобусы или трамваи, обозначены буквой D. Приятнее всего путешествовать из азиатской части в европейскую по воде - на пароме. Теплоходики отчаливают каждые 15-20 минут. Стоимость такого вояжа не дороже, чем поездка на трамвае, ведь это обычный городской транспорт, а удовольствия во много раз больше. В «обязательную программу» входит кормление преследующих паром чаек купленными неподалеку от причала бубликами и чашка сладкого чая в баре на борту. Поэтому даже если вы не стремитесь попасть на другой континент, просто прокатитесь туда-обратно.
Чтобы не запутаться в многочисленных маршрутах транспорта, воспользуйтесь планировщиком.
Билеты
Стоимость разового проезда на метро, автобусе, скоростном трамвае или морском пароме - 1,5 лиры (0,8 евро). Система оплаты напоминает сам стамбульский транспорт - в ней царит хаос и многообразие. Можно платить обычными бумажными билетами, простыми жетонами или особыми электронными билетами эльбиль, которые продаются в киосках İ.E.T.T. Это особая бесконтактная непополняемая транспортная карта, срабатывающая на расстоянии 10 см от турникета. Еще один выгодный способ оплаты - электронный жетон акбиль, металлическая пластинка в пластмассовом корпусе. На нее можно положить любую сумму (от 1 до 150 турецких лир), плюс придется оплатить ее залоговую стоимость (6 лир), которую потом можно вернуть, сдав акбиль обратно. С ней не приходится каждый раз думать об оплате проезда, достаточно лишь поднести акбиль к магнитному сканеру, и жетон сам вычитает деньги каждый раз, когда вы проходите через турникет. Купить акбиль можно в специальных киосках, которые обычно находятся на крупных пересадочных станциях, но, к сожалению, он продается далеко не везде. И еще одно связанное с ним неудобство - его нельзя купить или сдать в аэропорту. Недавно появился «электронный бумажник» IstanbulKart, который вскоре должен будет заменить акбиль, а также служить для оплаты парковок, такси и даже билетов в театры или кино.
Такси
Такси в Стамбуле недорогое. Порой бывает выгоднее разделить стоимость проезда на 2-3 человек, чем доехать до нужного места общественным транспортом. За посадку берется 2,5 турецкой лиры (примерно 1,3 евро), за каждый километр - 1,4 турецкой лиры (0,7 евро). Таким образом, проезд по городу может стоить всего несколько евро (в турецких лирах, разумеется). Но это верно, только если вас не обманут. Ведь в арсенале местных таксистов немало уловок: они любят выбрать самый длинный путь, а то и вовсе повезти пассажира кругом, включить на счетчике вместо дневного ночной тариф (он действует с полуночи до 6 утра и наполовину дороже), при посадке не «обнулить» счетчик или вовсе не включать его, ссылаясь на неисправность. Находчивый шофер также может заявить, что за несколько пассажиров тариф выше, а в воскресенье так и вовсе достигает немыслимых высот - все это не соответствует действительности. Единственное, за что вы должны платить дополнительно, это проезд по мосту через Босфор - 3,25 турецкой лиры (1,7 евро). Такси можно встретить повсеместно, особенно много их у аэропорта, вокзала и крупных причалов. Чтобы машина остановилась, достаточно проголосовать, хотя обычно это не требуется: увидев бредущего пешком туриста, водители сами подъезжают и предлагают подвезти.
Последнее редактирование: